Ручная гравировка — самый древний вид нанесения изображения на твердую породу. Выполняется при помощи простых инструментов, требует времени, терпения и точности. Результат оправдывает все затраты и ожидания: уникальное творение, увековеченное в камне.
Для того чтобы изображение было четким, перед началом работы поверхность полируется. Затем инструментом наносятся небольшие округлые сколы, которые постепенно складываются в узор. От величины инструмента и силы нажима, наносимые сколы могут быть разного размера: от 0,1 мм до 5 мм. От плотности их выполнения зависит качество воссоздания теней, полутонов, контрастов. Хорошие мастера в процессе резки получают изображение в разной тональности: от светло-серого (почти белого) до темно-серого.
Инструменты и приспособления
- Скарпель. Представляет собой круглый или граненный стальной стержень с наконечником в виде остро наточенной лопаточки. Для работы с ручным скарпелем используют дополнительный инструмент: киянки и молотки. Область применения — нанесение букв и рисунков, а также выполнение реставрации.
- Спица. Бывает двух видов: цельнопобедитовая и напаянная. Отличаются тем, что одна представляет собой цельный победитовый стержень, а в другой — на металлический стержень напаивается победитовый наконечник. В основе принципа работы лежит нанесение коротких ударов, связанных в пучок спиц, которые оставляют на плоскости сколы. При помощи спиц создаются портреты и «закрашиваются» необходимые элементы.
- Закольник. Стержень со скошенным наконечником с одной или двух сторон. Применяется в обработке кромки и для выбивания глубоких букв.
- Матовка. Небольшой электрический ударный инструмент. Облегчает ручной труд, предназначен для выполнения мелких деталей и нанесения тонкий линий.
Виды изображений
- Текст. Этот вид является самым элементарным, так как состоит только из одного цвета, обычно более светлого, чем основание. Сначала с помощью трафарета наносится контур, затем обрабатывается (закрашивается) внутренняя часть.
- Рисунок. Если предполагаемая картинка однотонная, то гравировка наносится аналогично буквам. Сложность состоит в необходимости разнообразия оттенков. И здесь потребуется опыт, талант, аккуратность мастера, который должен отразить все тонкости и выполнить рисунок похожий на эскиз.
- Портрет. Скрупулезность прорисовки мельчайших деталей глаз, губ, волос, бровей, скул, а также разнообразие полутонов делает создание портрета самой трудоемкой и сложной работой. Важно, чтобы каменная гравюра была с максимальной точностью похожа на оригинальный эскиз. Профессиональный мастер может по желанию клиента менять некоторые элементы: одежду, прическу, контуры.
Преимущества ручного способа
- Работа производится с любым камнем, не зависит от размера и формы материала.
- Долговечность и сохранность первоначального вида.
- В готовое изображение всегда можно внести изменения.
- Относительно невысокая цена инструмента.
- Рисунок более глубокий и рельефный.
- Отсутствует необходимость компьютерной обработки, а добавление цветных красок поможет сделать рисунок живописным.
Недостатки ручного способа.
- Для выполнения сложных орнаментов, а также портретов требуется время.
- Изделия настоящего профессионала оцениваются высоко. Чем опытней мастер, тем лучше результат, но вместе с этим растет и цена.